Акселераторы для школьников внутри IT-бизнеса — всегда работа на будущее. Такие программы дают возможность нам, сотрудникам компании, общаться с людьми другого поколения — талантливыми и активными, теми, кто через пару лет будет двигать все сферы жизни. В пандемию цели и задачи подобных программ не изменились, но мы очень многое переосмыслили внутри нашего акселератора — и адаптировали его к тем условиям, в которых бизнес существует сейчас.

ИТ-решения, кейсы и новости в telegram-канале ИТ-решения, кейсы и новости в telegram-канале

Полина Хабарова
Директор по трансформации бизнеса и HRD ИТ-компании КРОК

Конкуренция повышается

Пандемия открыла онлайн-двери образовательных проектов для ребят из регионов, где раньше наш акселератор — «Школа ИТ-решений» — не был представлен: например, в Мурманске. Это уже очень сильно повлияло не только на нас, но и на образовательный ландшафт в целом.

Еще до пандемии мы постоянно расширяли географию: помимо Москвы работали с Пермью, Санкт-Петербургом, Ростовом-на-Дону, Иркутском. У нас стали появляться региональные партнеры, которые проводят «Школу ИТ-решений» в своих городах. Школьники, которые приходят к нам из регионов, — очень активные, ищущие, мотивированные ребята. Они наконец получили хорошие возможности для развития. Они делают школьную среду, в том числе нашу программу, более конкурентной, и порог при входе на подобные программы в общем по образовательному рынку стал выше.

Еще один положительный аспект перехода в онлайн — доступность экспертов. Даже самые звездные и занятые специалисты с большей вероятностью дойдут до детей в «Зуме», чем физически. Весной наши региональные партнеры в Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Перми заканчивали программу «Школы ИТ-решений» уже в онлайне — мы городами «ходили» друг к другу на онлайн-просмотр итоговых проектов.

Среда изменилась, и оставить без изменения офлайн-программу мы посчитали неправильным. Поэтому в 2020 г. у нас появилось много новых форматов. Например, все наши тренинги по дизайн-мышлению, customer development (подгонке под клиента) и системной инженерии мы переформатировали под онлайн-занятия, сопроводили ботом-помощником, обеспечили вхождение участников в процесс. Расширился спектр и компетенций, и практик — условия подтолкнули сотрудников компании к тому, чтобы вырасти над самими собой.

Польза от школьников

Мы не оцениваем «Школу ИТ-решений» как инвестиционный проект: это часть нашей корпоративной социальной ответственности. Но она дает компании не меньше, чем самим участникам. Помимо нетворкинга, «прокачки» экспертов и экспертизы на разных уровнях, это возможность отрабатывать подходы к образовательным программам, чтобы применять их и для обучения собственных сотрудников.

Разработки школьников мы не используем. Они создают продукты под определенные запросы, для своих пользователей, поэтому для нас эти решения малоприменимы. Но вот навыки и подходы, которые наши студенты развивают в процессе обучения, оказываются полезными компании. И за развитием участников акселераторов мы следим: в каких еще проектах они заняты, какое направление выбрали. То же касается и их разработок. Если после программы они все еще востребованы, мы обычно об этом узнаем.

Но даже если сразу после окончания «Школы» ребята перестают заниматься своими проектами, это неплохо: цель акселератора — научить создавать полезные продукты. И если школьники, пройдя через акселератор, поняли, к примеру, что продукт не понравился целевой аудитории, и способны от него отказаться — это важный для всех результат. Часто они возвращаются в следующем году и создают что-то по-настоящему крутое.

У нас были ребята, которые сделали систему мониторинга СМИ для сотрудников фонда Ильи Варламова и Максима Каца: она анализирует новости о ДТП, ищет в них признаки виктимблейминга. Эта команда второй раз пришла уже с конкретным предложением.

Войти в бизнес-среду

Сегодня на образовательном рынке представлены классические учебные заведения — государственные и частные, офлайн-курсы дополнительного образования, которые с переходом в digital-среду не меняли структуры и наполнения, а также полностью цифровые образовательные программы, например «Алгоритмика» или Coddy.

Всем этим форматам не хватает одного: участники там не работают в командах и не имеют дела с реальными проектами, которые приносили бы пользу людям. А это именно те аспекты, которые и составляют основу любого бизнеса.

Такие навыки дают только образовательные программы самого бизнеса — предприниматели видят востребованные навыки, которым пока никто не обучает. В таких программах, кроме того, ребята учатся работать в команде, вести переговоры — им предстоит договариваться с большим числом стейкхолдеров, выявлять реальные потребности и проблемы пользователей, разрабатывать решения под эти конкретные потребности.

Для школьников эти программы — еще и социальный лифт. Участники существенно расширяют кругозор и лучше понимают спектр образовательных возможностей, которые дают вузы, компании, города.

Участники акселераторов получают и опыт нетворкинга: знакомятся с экспертами-преподавателями, студентами-кураторами. Это помогает им быстрее находить ответы на важные для будущей карьеры вопросы и заниматься своим развитием более осознанно. А если компания привлекает к участию в проекте студентов профильных специальностей, приглашая их в качестве менеджеров или кураторов групп, то те получают возможность увидеть различные карьерные треки за пределами вузов, добрать практические навыки, постоянно взаимодействовать с сотрудниками крупных IT-компаний, другими экспертами рынка. Таким образом они могут начинать конструировать траектории собственного развития, ориентируясь на уже существующую бизнес-практику.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте VTimes