Несмотря на кризис, рынок ждет современных и эффективных в долгосрочной перспективе инфраструктурных решений. О том, почему компании хотят иметь возможность гибко реорганизовывать пространство и можно ли построить модульный ЦОД всего за три месяца, в интервью CNews рассказал Сергей Пауков, директор департамента инженерных и мультимедийных систем ИТ-компании КРОК.

ИТ-решения, кейсы и новости в telegram-канале ИТ-решения, кейсы и новости в telegram-канале

Для крупных инфраструктурных проектов 2020 год стал настоящим вызовом, в том числе из-за весенних ограничений на работы. Что сейчас происходит на рынке инженерной инфраструктуры?

Сергей Пауков: На мой взгляд, на рынке преобладают консервативно-позитивные настроения. Все понимают, что ситуация нестабильная, но со сдержанным оптимизмом смотрят в следующий год. Рано или поздно пандемия закончится, люди массово вернутся в офисы, торговые центры, на стадионы, начнут чаще бывать в аэропортах. Однако требования к системам безопасности и климата однозначно станут жестче. Главные уроки пандемии связаны с более внимательным отношением ко всему, что так или иначе касается здоровья людей.

Если говорить о КРОК, то мы продолжаем работать удаленно. Ведем работу над целым рядом крупных объектов, которые относятся к офисной инфраструктуре, дата-центрам, мультимедиа и ситуационным центрам. Ну а в целом этот год я бы назвал годом проектирования: со многими заказчиками мы плотно сотрудничаем как раз по этому направлению. А если есть проекты, значит, планируется и их реализация.

Инженерная инфраструктура, безусловно, меняется под влиянием облачных технологий, интернета вещей и роста объемов обрабатываемых данных. Какие основные тренды вы могли бы здесь выделить?

Сергей Пауков: Как я уже сказал, однозначно в тренде решения, которые связаны с безопасностью офисных и общественных пространств. Причем в самом широком смысле — от бесконтактных систем контроля доступа до более частого обслуживания систем вентиляции и кондиционирования.

Развитие беспроводных решений интернета вещей приводит к тому, что каждым компонентом инженерных систем можно управлять отдельно. Все это, с одной стороны, сводит количество кабелей связи в офисе или другом здании к минимуму, а с другой — делает трансформацию помещений максимально гибкой. И, конечно, трансформируемые офисы тоже можно назвать трендом, причем массовым. Некоторые ИТ-компании уже работают в таких офисах.

Что, на ваш взгляд, сегодня особенно важно для заказчиков?

Сергей Пауков: Сейчас как никогда важно качество — это касается и выбора оборудования, и общего уровня работ. Честно говоря, я не припомню, чтобы в последнее время к нам приходили с просьбой сделать что-то «просто и недорого». Наоборот, рынок ждет современных и эффективных в долгосрочной перспективе решений.

Главные уроки пандемии связаны с более внимательным отношением ко всему, что так или иначе касается здоровья людей
Как никогда важны сроки и то, готова ли компания их выдерживать. Тут я могу сказать, что у КРОК есть пример, когда модульный ЦОД был построен всего за три месяца. За это время он был создан на базе, собран, протестирован в Новосибирске, после чего разобран, перевезен в Москву и снова собран на площадке заказчика.

Строительство дата-центров остается достаточно затратным начинанием. Какие способы экономии, не влияющей на качество, вы сегодня видите в части инженерной инфраструктуры?

Сергей Пауков: Сегодня все без исключения заказчики задумываются о снижении капитальных затрат на этапе строительства и сокращении операционных затрат при эксплуатации их площадок. Однако применение более дешевого железа, позволяющего сэкономить CAPEX, далеко не всегда означает экономию в перспективе 10-15 лет. Очевидный и эффективный способ целесообразной экономии — вдумчивое планирование, разработка подробного технико-экономического обоснования и профессиональное проектирование с использованием современных средств моделирования.

Мы видим, что разработка методических рекомендаций в области ИТ набирает популярность среди отечественных заказчиков. В качестве примера могу привести ЦОД Star of Bosphorus в Турции, при строительстве которого КРОК помогал в выстраивании ИТ-инфраструктуры. 

Какие основные угрозы для инженерных систем вы видите? С какими ключевыми сложностями сталкиваются владельцы ЦОДов и как это может повлиять на бизнес их клиентов?

Сергей Пауков: Если ЦОД спроектирован и реализован как единый интегрированный комплекс инженерных систем, это означает, что основные риски уже учтены, а критические компоненты зарезервированы. Такой объект обеспечит тот уровень надежности, на который он был рассчитан.

Однако текущий год показал, что помимо техногенных угроз или человеческого фактора — основных генераторов рисков в прошлом, мы можем столкнуться и с новыми вызовами — такими, например, как пандемия. Каким бы надежным ни был объект, какими бы автоматизированными ни были инженерные системы, служба эксплуатации должна быть на объекте 24/7, полностью укомплектованная и готовая отреагировать на любые нештатные ситуации. В этом смысле опыт операторов крупных коммерческих дата-центров бесценен: несмотря на возросшую из-за локдауна нагрузку, все они справились и не допустили критических сбоев. Кто-то удвоил штат, экстренно набрав резервы для службы эксплуатации, кто-то развернул локальные тестовые лаборатории. Я думаю, нам еще предстоит изучить этот опыт и вынести из него самые ценные кейсы и варианты решений.

Какие решения есть у КРОК в области энергоснабжения для центров обработки данных? Можете ли вы привести примеры кейсов, иллюстрирующие наглядную бизнес-пользу энергоэффективности?

Сергей Пауков: Сэкономить на стоимости создания системы электроснабжения, а также на стоимости технологического присоединения к сетям можно, снизив пиковые значения PUE. Кроме того, очень важно на начальных этапах правильно, без чрезмерных запасов, в соответствии с текущими и прогнозируемыми на ближайшие 5-10 лет потребностями рынка, определить целевые показатели будущего дата-центра: общее количество стоек и их среднюю ИТ-мощность. Ну а снижение среднегодового PUE позволяет добиваться преимущества на весьма конкурентном рынке коммерческих ЦОД.

В качестве примера могу привести ЦОД Star of Bosphorus в Турции, при строительстве которого КРОК выступал техническим консультантом. Примененные там решения позволили добиться впечатляющих показателей энергоэффективности. Подтверждение тому — заинтересованность одного из мировых ИТ-гигантов в долгосрочной аренде этой площадки целиком.

Если говорить не только о ЦОД, но и о других объектах — офисных зданиях, стадионах, аэропортах, — какие подходы в области энергоэффективности наиболее востребованы?

Сергей Пауков: Подходить к вопросу энергоэффективности можно с двух сторон. Одна связана с проектированием здания, его ориентацией в пространстве, выбором строительных материалов и технологий. С другой стороны, чаще бывает так, что здание уже эксплуатируется, и собственник вдруг задумывается о повышении его энергоэффективности. Самый главный и безотказный инструмент в этом случае — управление освещением. Его можно внедрить практически в любом здании.

К несложным решениям можно отнести и применение частотных преобразователей для электродвигателей в больших инженерных системах, например, в вентиляции. Также мы в КРОК создаем системы автоматики и диспетчеризации — это комплексный подход, позволяющий гибко настраивать алгоритмы управления системами и их взаимодействие, и за счет этого добиваться максимальной энергоэффективности.

Кстати, расскажу об одном из кейсов этого года. Летом мы успешно завершили пилотный проект по облачной диспетчеризации — она предоставлялась по модели управляемого сервиса через облако КРОК или, проще говоря, по подписке. У заказчика есть сеть небольших однотипных распределенных объектов, и несколько из них были включены в проект. Гипотеза о том, что облачная диспетчеризация и система автоматизации в целом повышают энергоэффективность, подтвердилась: снижение потребления электрической энергии по сравнению с референсным объектом составило около 25%. Сейчас мы готовы предложить такие решения и другим заказчикам.

Какой потенциал вы видите у решений, связанных с умной эксплуатацией объектов? Готов ли к ним рынок?

Сергей Пауков: На мой взгляд, рынок готов, и как только появится более или менее законченное коробочное решение, оно имеет все шансы быть востребованным. В целом же, для по-настоящему умной эксплуатации нужно, чтобы все предыдущие стадии жизненного цикла объекта ее учитывали. Например, если мы проектируем здание в BIM-среде, то должны быть учтены все моменты для дальнейшего использования модели на этапе эксплуатации.

Есть важный момент: когда говорим про эксплуатацию, чаще всего подразумеваем инженерные системы, освещение или даже мыло в диспенсерах. Но ведь можно говорить и об ИТ-системах. Сегодня мы видим, что на любых крупных объектах интеллектуальная СКС существенно облегчает эксплуатацию и экономит время ИТ-службы. В этом году, к слову, мы создали интеллектуальную СКС на 13 000 информационных портов для одного из крупнейших российских аэропортов. Преимущества такой СКС очевидны: в кратчайшие сроки и с минимальными затратами заказчик сможет адаптировать систему под новые задачи.

Говоря об эксплуатации зданий и сооружений, невозможно обойти тему пандемии и безопасных офисных пространств.

Сергей Пауков: Еще в апреле КРОК предложил решения по бесконтактному измерению температуры тела. Мы интегрируем наши решения в существующие системы контроля доступа, делая их бесконтактными. Ожидаю, что подобные технологии продолжат развиваться, и, возможно, появятся новые. Есть как минимум две причины, почему я в это верю. Во-первых, такие решения гигиеничны, а сегодня это особенно актуально. Во-вторых, они надежнее и удобнее в использовании и для пользователей, и для собственников. Среди важных критериев для заказчиков — скорость работы, которую обеспечивают бесконтактные биометрические решения, и возможность их интеграции с внутренними системами.

Какие еще тренды есть в офисном сегменте? Какими мы увидим офисные пространства в ближайшие год-два?

Сергей Пауков: Поскольку многие компании переходят к модели гибридного офиса, на первый план выходит все, что связано с гибкой реорганизацией пространства. Например, возможность менять место подключения оборудования, о которой я уже упоминал. Или, скажем, трансформация помещений с простым изменением сценариев работы. Допустим, в «рабочем» режиме в офисе используются 5-10 переговорок. Если нужно один раз в квартал провести большое мероприятие, перегородки убираются, запускается определенный сценарий для мультимедийного оборудования, оно автоматически меняет конфигурацию, а офисное пространство превращается в большой конференц-зал.

На мой взгляд, компании в целом становятся все более требовательными к рациональному использованию офисных площадей. Приведу пример: в этом году мы завершили проект по созданию мультимедийной среды в штаб-квартире Иркутской нефтяной компании, и переговорные комнаты там оснащены датчиками присутствия. Если помещение забронировано, но на встречу никто не пришел, мультимедийное оборудование отключается. При этом административная служба будет получать информацию о том, какие помещения были забронированы, но не использовались. Подобная аналитика поможет понять, достаточно ли в офисе переговорных комнат и нужно ли создавать новые. Думаю, что в следующем году мы увидим немало интересных кейсов, связанных с переосмыслением офисной среды, подходов к работе и созданием функциональных и отвечающих всем современным требованиям пространств.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте CNews.