Рынок центров управления и мониторинга (ЦУМ) в России вырастет в 2021 году на 15% в связи с запуском проектов, отложенных из-за пандемии.

Accenture, Digital Leader и КРОК провели исследование «Центр управления и мониторинга: новые технологии». В нем участвовали более 250 респондентов из 10 отраслей, в том числе ИТ, энергетики, металлургии, банковской сферы, а также государственного сектора.

Центр управления и мониторинга — это среда совместной работы, обеспечивающая возможность обработки большого потока данных в реальном времени. ЦУМ призван повысить эффективность бизнеса, стать основной для принятия верных управленческих решений.

Объем российского рынка ЦУМ в 2020 году — 7,1 млрд рублей. В 2021-м прогнозируется рост на 15%, в дальнейшем также ожидается увеличение на 9% ежегодно. К 2030 году рынок ЦУМ в РФ составит около 17,7 млрд руб.

Как показало исследование, 67% респондентов воспринимают ЦУМ как центр экспертизы с возможностью управления компанией в режиме реального времени и оперативного реагирования на изменения. Еще 38% участников исследования считают, что ЦУМ — это система для работы с историческими данными компании. 33% воспринимают центры управления как физическую среду совместной работы с множеством экранов или видеостеной.

В РФ пока не сформирован единый подход к функционалу центров управления и мониторинга. Набор базовых функций ЦУМ дополняется в зависимости от типа бизнеса и тесно связан с отраслевой спецификой.

Евгений Филатов
Руководитель направления Intelligent Cloud & Infrastructure Accenture в России

В России ЦУМ наиболее востребованы в реальном секторе экономики. В «цифровых» отраслях (ИТ, банки, телеком) центры управления пока создают только крупные игроки, при этом их бизнес наиболее чувствителен к возможным сбоям в работе такого центра.

Главный барьер в создании ЦУМ — нехватка качественных данных для мониторинга. Для его устранения, считают эксперты, компаниям предстоит инвестировать в Digital Platforms, IoT и Data Governance. Еще один барьер связан со сложностью организационных изменений, сопровождающих внедрение ЦУМ, а также низкой культурой цифровизации. При этом стоимость технологий преградой для создания ЦУМ не является. Респонденты объясняют это тем, что эффект от внедрения такого центра перевешивает затраты на его создание.

82% опрошенных полагают, что в условиях пандемии мобильность ЦУМ стала вектором развития для большинства предприятий.

Главными факторами роста рынка ЦУМ в России, как и в мире, станут продолжающееся стремление компаний к повышению операционной эффективности, увеличение уровня автономности принятия решений без участия человека, а также все большее проникновение таких технологий как интернет вещей (IoT), большие данные (Big Data), вычисления на конечных устройствах (Edge Computing) и машинное обучение. Кроме того, центры управления будут развиваться в отраслях, где до этого были мало представлены.

Мы видим тренд на минимизацию, упрощение в представлении данных, а также объединение функционала. Системы дашбордов настраиваются так, чтобы один человек мог контролировать работу нескольких систем на предприятии.

Дмитрий Шабанов
Руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании КРОК

70% респондентов отмечают, что в долгосрочной перспективе произойдет уменьшение роли человека в работе ЦУМ, а 30% подтверждают, что этому будет способствовать развитие искусственного интеллекта. Еще один тренд — рост объема обрабатываемых данных и появление сквозного мониторинга, затрагивающего все возможные подпроцессы.

10% участников исследования уверены, что значительное влияние на ЦУМ будущего окажут цифровые двойники предприятия. Они дадут возможность симуляционного моделирования и использования новых инструментов. Например, уже сейчас созданы физико-химические модели, позволяющие имитировать сценарии и вырабатывать оптимальную технологию производства.

Accenture — одна из ведущих международных компаний, предоставляющих широкий спектр услуг в области стратегии и консалтинга, интерактивных сервисов, технологий и операций, направленных на цифровизацию бизнеса.