Увидеть уникальные картины и скульптуры Галереи истории древней живописи Эрмитажа1 смогут жители со всей России — от Калининграда до Сахалина. Это стало возможным благодаря созданию виртуальной экскурсии по залу командой музея и CROC VR. Проект будет впервые представлен на Днях Эрмитажа на Сахалине со 2 по 7 сентября, после чего посетит и другие города. Зрители смогут прогуляться по виртуальной галерее, рассмотреть предметы искусства с любых ракурсов, в том числе недоступных для обычных посетителей, а также узнать историю создания зала и его шедевров.

Государственный Эрмитаж совместно с CROC VR2 — разработчиками проектов на основе иммерсивных технологий — создали виртуальную модель Галереи истории древней живописи, которая послужила основой для VR-экскурсии. Проект будет представлен со 2 по 7 сентября в Южно-Сахалинске. После этого виртуальная модель зала посетит и другие города по всей России в составе программы Дней Эрмитажа.

Галерея истории древней живописи — один из красивейших интерьеров Нового Эрмитажа. Галерея состоит из девяти частей, перекрытых куполами на парусах, украшенных изображениями художников. Среди них — и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. Галерея напоминает о традициях античного искусства, его истории и произведениях. Вмонтированные в стены картины на сюжеты, взятые из литературных источников и мифов, были исполнены немецким художником Георгом Хильтеншпергером в подражание технике античной энкаустики — восковыми красками на латунных досках. Сейчас в зале выставляются работы крупнейших скульпторов — представителей неоклассицизма — итальянца Антонио Кановы (1757-1822), датчанина Бертеля Торвальдсена (1764-1844) и ряда других мастеров конца XVIII-XIX веков.

Произведения Антонио Кановы составляют самую значительную часть экспозиции Галереи. Одну из граней творчества прославленного мастера демонстрирует «Кающаяся Мария Магдалина» — работа, в которой создан образ христианской святой. К самым известным скульптурным группам скульптора принадлежит «Поцелуй Амура и Психеи». Бог любви и его прекрасная возлюбленная — частые персонажи Кановы: здесь же экспонируются его статуя «Амур» и мраморная композиция «Амур и Психея», изображающая влюбленных, созерцающих бабочку. Тремя произведениями представлен Бертель Торвальдсен: «Ганимед», «Портрет великой княжны Елены Павловны», «Пастух».

Иммерсивные технологии — технологии виртуальной и дополненной реальности — позволяют не только побывать внутри виртуальной модели, но и как будто бы пройтись по залу, приблизиться к произведениям искусства, осмотреть их со всех сторон, а также прослушать информацию о картине или скульптуре.

Проект позволяет рассмотреть в деталях более 60 точных 3D-копий эрмитажных экспонатов. Высокая реалистичность изображения достигается благодаря специальной методике визуализации данных фотограмметрии в виртуальной среде. С её помощью специалисты CROC VR уже создали виртуальную модель зала Юпитера Государственного Эрмитажа, которая была представлена на Днях Эрмитажа во Владивостоке в 2017 году.

Воссоздание нового зала стало технически более трудоёмким процессом из-за уникальной живописи на его стенах, большого количества окон и мозаики на полу. Осложнили оцифровку и скульптуры из белого мрамора — фотограмметрия этого материла гораздо сложнее, чем работа с темным камнем. Специалисты проводили многократные повторные съёмки, уделяя особое внимание деталям и передаче текстуры каждого предмета коллекции.

На оцифровку одного предмета искусства — от съемки до текстурирования — уходило от 10 до 30 часов в зависимости от величины и сложности экспоната. Больше всего времени заняло создание виртуальных копий картин на стенах — одной из важнейших составляющих экспозиции.

«Проекты, связанные с виртуальной и дополненной реальностью, помогают нам развивать концепцию „Большой Эрмитаж“ и становиться доступнее посетителям самыми разным способами. Благодаря нашим совместным проектам с CROC VR ценители искусства из разных уголков мира и регионов России могут увидеть лучшие экспозиции Эрмитажа и шедевры его коллекции. Виртуальный зал Юпитера уже „посетили“ тысячи человек — и каждый с восхищением возвращается в реальность и мечтает посетить настоящий Эрмитаж. Для нас это тоже важно: ведь никакие технологии не заменят оригиналы и дух места, но они позволяют стать к ним чуть ближе. В этом году с VR-проектами Эрмитажа познакомятся люди со всей страны — от Калининграда до Сахалина. Мы очень рады, что посетители Дней Эрмитажа теперь смогут насладиться ещё и Галереей истории древней живописи — бесспорно, одним из красивейших и интереснейших залов музея».

Алексей Богданов
Заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа

«Наша команда создаёт виртуальные тренажеры и цифровые модели для повышения безопасности в промышленности. Накопленная экспертиза позволяет делать проекты в любых сферах, даже такие сложные, как оцифровка уникальных картин и скульптур, где важно не упустить ни одной детали. Проект по созданию VR-экскурсии направлен на сохранение культурных ценностей в цифровом виде и расширение возможностей музейных экспозиций благодаря технологиям».

Илья Симонов
Директор CROC VR

1 Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира — обладает коллекций, насчитывающей более трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В её составе — живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря — в День Святой Екатерины. Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года Государственный Эрмитаж включён в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации.

Сайт музея: www.hermitagemuseum.org
Для получения дополнительной информации обращаться:

Пресс-служба Государственного Эрмитажа
тел.: +7 (812) 710-95-56, +7 (812) 315-77-22
Екатерина Шарова
sharova@hermitage.ru

2 CROC VR
CROC VR — бизнес-юнит ИТ-компании КРОК, специализируется на промышленном применении технологий виртуальной, дополненной и ассистинговой реальности.
Команда CROC VR создает решения для охраны труда, промышленной безопасности, Индустрии 4.0: цифровые модели предприятий, VR-тренажёры, AR-приложения, оказывает услуги технологического консалтинга. Такие инструменты позволяют обучать сотрудников безопасному ведению работ на производстве, снижать риски инцидентов и простоев производства.