Меня зовут Дмитрий Шабанов, в ИТ-компании КРОК я возглавляю направление мультимедийных систем. Мы создаем ситуационные центры для крупных предприятий или даже регионов. Сегодня я расскажу, как работает такой центр и что важно при его запуске.

Удобный мониторинг

В ситуационный центр (СЦ) в режиме реального времени стекается информация — та, что важна для конкретного предприятия. Все данные сначала обрабатывает и анализирует аналитическая система, а затем они выводятся на экраны в наглядной форме — в виде графиков, дашбордов и схем. В ситуационном центре работают операторы: они следят за поступающей информацией и быстро принимают решения, если в какой-то из систем предприятия зафиксирован сбой.

Где нужны ситцентры

Ситуационные центры нужны на добывающих и промышленных предприятиях — особенно на тех, где есть непрерывный цикл производства. С их помощью мониторят состояние электрических сетей и крупных инфраструктурных объектов. Кроме того, они востребованы в армии, оборонной промышленности, энергетике и в банках.

Кстати, современные ИТ-решения позволяют создавать СЦ практически в любом удобном месте — близость к предприятию не играет решающей роли.

Сколько времени уходит на создание

На создание СЦ уходит обычно от трех месяцев до полугода. На первом этапе важно определить, какие данные важны для компании. Нужно понять, откуда вы их будете получать и что именно будет выводиться на экраны. Как правило, у каждой отрасли есть своя специфика, так что полезно будет изучить опыт коллег и проконсультироваться с компаниями, которые имеют опыт создания СЦ.

По нашему опыту, инициатором создания ситуационных центров часто выступают ИТ-службы компаний. Бывает, что их специалисты лишь отчасти понимают задачи тех, кто будет этот центр использовать. Поэтому внутри организации всем заинтересованным службам важно заранее обсудить сценарий работы СЦ и то, как он будет встроен в бизнес-процессы. Иначе можно получить комнату с компьютерами и экранами, а затем решать, что с ней делать.

Условия для операторов

Ситуационный центр функционирует в круглосуточном режиме, а его сотрудники должны быть максимально сосредоточены. Так что стоит подумать, каким будет маршрут людей, которые приходят на работу в ситуационный центр? Какие вспомогательные помещения для них понадобятся? Нужен ли кабинет для медосмотра? А места для отдыха и обеда?

Безусловно, рабочее место оператора должно быть как минимум комфортным. Чаще всего используют специализированную мебель для диспетчерской. Например, кресло для оператора обычно имеет большее количество регулировок, по сравнению со стандартным. Можно настроить глубину и угол наклона сиденья, специальную опору для поясницы, высоту подлокотников и подголовника и многое другое.

Что касается мест для восстановления сил, то есть золотое правило — операторы должны отдыхать отдельно от других сотрудников компании. Иногда даже для них устанавливают специальные кресла в виде капсул, на которых можно лежать.

Как выбрать мультимедийные системы?

Выбор мультимедийных решений зависит от архитектурных особенностей помещения и задач, которые будет решать ситуационный центр.

Если оператору требуется постоянно смотреть на экраны и активно взаимодействовать с изображением, лучшим решением будут видеокубы. Они меньше всего влияют на зрение. Однако у них есть минус — небольшой угол обзора. Кроме того, для их установки требуется больше места.

В случае, если стена широкая, лучше выбирать ЖК-панели. Они гарантируют яркую качественную картинку. Этот вариант идеален, если оператору не требуется все время взаимодействовать с изображением.

Третий вариант — светодиодные экраны. Они подойдут для больших по площади ситуационных центров, где нужна бесшовная картинка.

Ввод в эксплуатацию

Ситуационный центр — это критически важный объект, поэтому его запуску должен предшествовать переходный этап или, как говорят инженеры, период опытной эксплуатации. За это время нужно отработать все максимально возможные сценарии в работе СЦ. Если в проектировании ситуационного центра не было ошибок и этап опытной эксплуатации завершился благополучно, дальнейшая поддержка и эксплуатация не потребует от предприятия и его сотрудников специальной квалификации.

Как правило, создание ситуационного центра сопряжено со строительными или ремонтными работами. Важно, чтобы проект вел профессиональный менеджер — тот, кто сможет проследить за всеми работами и взять на себя коммуникацию с подрядчиками.

Дмитрий Шабанов
Руководитель направления мультимедийных систем ИТ-компании КРОК

Как работают реальные ситцентры?

В завершение на паре примеров покажу, как работают ситуационные центры и какие задачи они решают.

  • Ситуационный центр для крупного промышленного предприятия. Располагается недалеко от промышленного комплекса. В него стекается информация о состоянии разных систем завода. Собирать данные помогают в том числе и беспроводные IoT-устройства. Все это позволяет отслеживать работу оборудования в разных цехах и оперативно реагировать на сбои и нештатные ситуации. Дополнительно в ситуационном центре можно проводить видеоконференции, есть пространство для переговоров.
  • Ситуационный центр для стадиона. В нем работают операторы систем безопасности и автоматической системы управления и диспетчеризации. Последние мониторят состояние инженерных систем объекта и при необходимости могут вывести поступающую информацию на видеостену. Операторы системы безопасности следят за правопорядком на территории и, если понадобится, могут увеличить изображение и рассмотреть лицо человека, который совершил правонарушение.

Как видно, «наполнение» у ситуационного центра будет разное, но в каждом он помогает следить за ситуацией на объекте и вовремя принимать решения.

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте VC