Алина Веселова, старший консультант по трансформации бизнеса ИТ-компании КРОК, рассказывает, как с помощью дизайн-мышления можно провести цифровую «эволюцию» в своей компании и нужно ли привлекать к этому внешних партнеров. В 2019 году уже мало кто задается вопросом, нужна ли современному бизнесу цифровая трансформация. Абсолютное большинство собственников и менеджмент в компаниях понимают, что уметь быстро адаптироваться к новым запросам рынка и предпочтениям клиентов — жизненно необходимый навык.

Подготовительный этап

Любая трансформация начинается с масштабной диагностики текущего положения дел компании. Необходимо провести интервью c топ-менеджерами, ключевыми специалистами и анкетирование максимально возможного числа сотрудников. Затем — анализ проектного учета, финансов, кадров и т.п. Итогом должен стать список ключевых тем, которые нужно подвергнуть изменениям в первую очередь.

Приступая к трансформации, мы думали, что лучше «есть слона по частям»: сначала разберемся до конца с продажами, потом — с маркетингом, затем обустроим офис — и трансформация завершится. Но вскоре осознали: в практике бизнес-трансформации все эти темы связаны между собой. Придется заниматься ими параллельно, и зачастую по кругу, так как различные внешние и внутренние факторы будут вынуждать вновь и вновь пересматривать текущее положение дел.

Вот несколько актуальных для большинства компаний примеров направлений, которые могут быть задействованы в трансформации:

  • продажи;
  • ценообразование;
  • маркетинг;
  • производственные подразделения;
  • взаимодействие с субподрядчиками и партнерами;
  • управление инновациями;
  • мотивация сотрудников;
  • управление знаниями;
  • корпоративная культура;
  • экосистема офиса.

После того как направления определены, встает вопрос: кто будет заниматься изменениями? Вариантов на самом деле всего два: опытные внешние консультанты либо собственные сотрудники.

Если компания идет по второму пути (так около двух лет назад поступили мы), то необходимо перед стартом трансформации обучать сотрудников основным принципам работы и инструментам. Существуют разные методологические подходы. Мы взяли за основу дизайн-мышление.

Путь команд трансформации

По каждой выбранной теме были сформированы группы сотрудников с разным функционалом (от шести до десяти человек), чтобы спроектировать новый подход. Для этого им нужно было пройти пять этапов, из которых состоит методология дизайн-мышления. Каждую команду на этом пути сопровождал «партнер» — особый человек, который не входит в команду, но поддерживает ее (организует процесс коммуникации, подсказывает, какие инструменты и методы могут подойти для решения той или иной задачи, следит за групповой динамикой).

С оригиналом статьи можно ознакомиться на сайте РБК.